Акмеологический подход к изучению личности представляют Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А. Деркач, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. В частности, известный российский психолог Б. Ананьев (1907-1972 гг) обосновал необходимость создания новой науки - акмеологии (акме - вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека), которая объединила усилия ученых разных областей знаний, которые исследуют человека , его развитие и становление, и сосредоточила свое внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, которые позволяют индивидам как можно плодотворнее проявить себя в жизни.
Это насущная потребность и актуальная проблема современных теоретико-прикладных исследований, которая может решаться путем:
Если же обстоятельства складываются так, что у индивида нет признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация порождает психологический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, что для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить акме - наиболее активный творческий период жизни человека.
В начале своего становления акмеология рассматривала закономерности, факторы, обеспечивающие самый высокий уровень достижений в любой области деятельности (педагогической, медицинской, юридической, управленческой и др.) зрелых, взрослых людей. Однако дальнейшие разведки в этой области показали, что развитие умений и навыков, приобретения социально-нравственного опыта, ценностных отношений к деятельности, мотивационной готовности, которые являются неотъемлемыми показателями мастерства и профессионализма, закладываются еще в детстве.